Александр Михайлович Усков: «Пора избавляться от менталитета проблем!»
11 апреля 2025

Научно-исследовательский центр «Августа» в Черноголовке начнет работу уже в нынешнем году. Это первая научная организация, которая появилась в городе за последние несколько десятков лет, и первый в истории наукограда пример, когда развитие науки обеспечивается за счет комплексных и масштабных инвестиций бизнеса. Новый научный центр будет заниматься разработкой инновационных и экологически ориентированных технологий в области защиты растений, тем самым способствовать развитию сельского хозяйства – отрасли, от которой напрямую зависит стабильность, безопасность и самодостаточность нашей страны.
Это задачи государственной значимости. Но в создании научного центра, точнее сказать – его самого и связанной с ним социальной инфраструктуры, есть еще одна сторона, своего рода узкий фокус. «Мы хотим привлечь молодежь в Черноголовку. Она необходима городу, чтобы вернуть ему вдохновение и энергию жизни», – говорит генеральный директор группы компаний «Август» Александр Михайлович Усков.
Мы обратились к Александру Михайловичу, чтобы расспросить о деятельности НИЦ. Но начавшийся с обсуждения стратегических вопросов разговор получился во многом личным. И эмоционально созвучным, как нам кажется, настроению многих жителей наукограда.
НАУКА В ОТВЕТ НА УГРОЗЫ
– Александр Михайлович, зачем нужен научный центр «Августа»?
– Строительство научно-исследовательского центра – это наш вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, в укрепление ее технологического суверенитета. Россия долгое время жила в иллюзии, что, экспортируя ценные ресурсы и имея огромные золотовалютные резервы, можно в любой момент купить на стороне все остальное, необходимое для жизни. Когда в 2014 году на страну начали падать санкции, единственным значимым ответом нашего государства стало введение запрета на ввоз продовольствия из Евросоюза и других недружественных стран. И в течение короткого времени Россия, до того являвшаяся очень крупным импортером товаров, не только обеспечила свою продовольственную самодостаточность, но и превратилась в нетто экспортера продукции АПК. При этом напрямую государственные деньги в сельское хозяйство почти не вкладывались, но был создан отлично работающий механизм льготного кредитования. У российских аграриев появился доступ к дешевым длинным деньгам: это принципиально, потому что все процессы в сельском хозяйстве – долгосрочные и требуют больших капиталовложений.
После ковида и начала СВО стало видно, что мир вообще-то хрупкий. Начали разрываться производственные и логистические связи, возникали дефициты товаров, новые санкции все больше ограничивали доступ России к критически важным товарам и технологиям. В полный рост встал вопрос о том, что необходимо обеспечить технологический суверенитет страны в важнейших отраслях экономики. Да, мы сохраняем свою продовольственную безопасность, остаемся стабилизирующим поставщиком по основным аграрным продуктам на мировом рынке. Однако у нас все еще нет достаточного количества собственных элитных семян, остро стоит проблема локальной генетики в животноводстве, отсутствует отечественное производство действующих веществ для препаратов защиты растений… Удары по каждому из этих направлений способны сильно ухудшить ситуацию в сельском хозяйстве России.
Строительство НИЦ «Августа» – ответ в основном на вопрос о научно технологическом обеспечении создания в стране полного цикла производства средств защиты растений. В центре будут проводиться работы по синтезу действующих веществ, разрабатываться препараты нового поколения, которые способны эффективно защищать растения и при этом минимально воздействовать на окружающую среду, выполняться исследования в области селекции сельхозкультур. Все эти направления определены в государственных программах как приоритетные для развития отечественной науки и производства.
Основное здание НИЦ «Августа»
ВЕРНУТЬ В ЧЕРНОГОЛОВКУ МОЛОДЕЖЬ
– То, что вы говорите о решении государственных задач, – важно и понятно каждому, кому небезразлично будущее страны. Но как открытие научного центра отразится на жизни Черноголовки?
– Многие руководители и основные акционеры нашей компании – бывшие сотрудники Отделения Института химической физики АН СССР. Черноголовка для нас – родной город. И когда мы задумались о строительстве научного центра, то никакое другое место, по сути, не рассматривали.
«Август» работает в разных регионах, и мы видим, как из года в год развиваются даже самые маленькие поселки, не говоря уже о городах. При этом в Черноголовке изменений не было очень долгое время. Есть ощущение, что она застыла в летаргическом сне, когда в конце 80-х – начале 90-х практически прекратилось финансирование фундаментальной науки. Выпала из жизни, превратилась в место для старения. Только лет пять назад стали возникать новые проекты по преображению города, началось благоустройство. Но молодежь по-прежнему уезжает, Черноголовка продолжает стареть.
Почему создание НИЦ сопряжено со строительством жилья и школы? Мы хотим омолодить Черноголовку. Привлечь в город молодых, квалифицированных специалистов. Но этого нельзя сделать, пока не будут решены вопросы обеспечения их семей комфортным жильем, а детей – качественным образованием. В прежние времена приезжавшие в Черноголовку молодые сотрудники имели возможность довольно быстро получить жилплощадь. А те, у кого были дети, могли не волноваться об их образовании: обе школы – № 75 и № 82 – находились в системе Академии педагогических наук и были одними из лучших в стране.
К моменту принятия решения о строительстве научного центра все это было уже не так. Именно поэтому мы подошли к созданию НИЦ комплексно. В том числе собираемся строить служебное жилье и уже построили школу. Да, это школа частная, она платная. Но многие дети учатся в ней абсолютно бесплатно. Оплата родителей составляет примерно 22 % общих затрат на содержание Новой Черноголовской школы. Еще 6 % – это обязательные по закону субсидии из бюджета Московской области. Все остальное – почти 72 % расходов – лежит на компании «Август». Безусловно, при таком раскладе эту школу никак нельзя назвать коммерческим проектом.
Школа и жилье для семей работников предприятия – еще и своего рода историческая преемственность. Так делалось в Советском Союзе. Мы – советские люди, в свое время получили хорошее образование. И теперь возвращаем долги своей Родине…
Новая Черноголовская школа – лучшая среди частных школ Московской области
ЖИЗНЬ ИЛИ РЕЖИМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ?
– Вы полагаете, научный центр даст новый импульс развитию Черноголовки?
– Я очень на это надеюсь. Прежде всего, он должен стать катализатором внутренних изменений. Благоустройство уже происходит, но этого мало. Черноголовка нуждается в новом поколении – в энергии молодости. А в НИЦ придут молодые специалисты. Здесь будут условия для того, чтобы и выпускники черноголовских школ были заинтересованы возвращаться в город после вузов.
Я сам впервые попал в Черноголовку, будучи студентом пятого курса ФизТеха. В 1979 году приехал ставить эксперименты по электронному парамагнитному резонансу в отделе Шилова Александра Евгеньевича. И с тех пор приезжал регулярно, пока в 1985 году, окончив аспирантуру и защитив диссертацию, не остался уже насовсем. Черноголовка тогда была очень ярким местом и жила полной жизнью. Мы занимались интересной и важной для науки и страны работой. Дом ученых был центром масштабных культурных событий: проводились всесоюзные конкурсы бальных танцев, брейк-данса, артистов циркового жанра. В Черноголовке прогремел первый всесоюзный рок-фестиваль – он так и остался единственным для СССР. Город жил насыщенно и интересно. А потом все разом закончилось. Сначала – деньги на науку, а следом и полная жизнь. Черноголовка перешла на «режим энергосбережения».
Часть ученых тогда уехала за границу, многие ушли в коммерческие структуры, занялись бизнесом. Потому что иначе нормально, не впроголодь, содержать семьи было невозможно. Да и, собственно, бессмысленно заниматься экспериментом, когда тебе не выделяют деньги даже не реактивы.
ВЫХОДИТЬ ИЗ ДЕПРЕССИИ С МОЛОДЫМИ!
– Недостаток финансирования академической науки продолжает оставаться проблемой и сегодня, хотя ситуация уже не такая критичная…
– Вы точно сказали: «оставаться проблемой». Недофинансирование, разруха, потерянность – депрессивное состояние нашей науки в тот период безвременья оказалось настолько заразным, что отложилось даже в названиях институтов. Я думаю, именно поэтому в них появилось слово «проблема».
– В самом деле грустное совпадение…
– Если в известной онлайн-энциклопедии открыть статью «город Черноголовка» и посмотреть список институтов, то это становится очевидным – слово «проблема» присутствует в названиях почти половины из них: ФИЦ проблем химической физики и медицинской химии, Институт структурной кинетики и проблем материаловедения, Институт проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов, Институт энергетических проблем химической физики имени В. Л. Тальрозе, Институт проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова. С точки зрения здравого смысла – это абсурд! Но символичный.
Поймите правильно: я говорю не о содержании работы институтов. Они внесли и продолжают вносить неоспоримый вклад в развитие науки и технологий в России и в мире. Речь об эмоциональном и энергетическом застое. Мы все в свое время оказались заложниками разрушения системы. Но пора уже избавляться от этого менталитета «проблем»!
Выходить из депрессии…
– Да, восстанавливать науку, возвращаться к жизни. Но выходить из депрессии можно только с молодыми. Потому что те, кто попал в это состояние, могут чувствовать себя чуть лучше, чуть хуже, но они к нему уже привыкли. А энергия молодости – жизнеутверждающая и вдохновляющая сила. Я совершенно убежден, что главное, что сейчас нужно Черноголовке для развития – это приток молодежи.
Поэтому «Август» поддерживает и будет поддерживать все инициативы в городе, которые связаны с созидательным молодежным движением. Кроме того, через научный центр будет проходить большое количество студентов, аспирантов. Такой опыт у нас уже есть. В прошлом году практику в наших агрофирмах в Татарстане прошли более 150 студентов самых разных специальностей аграрных вузов. Уверен, что в НИЦ будет так же.
– Последний вопрос немного провокационный. Вот, допустим, житель Черноголовки – и он не связан с наукой, уже немолод и вряд ли пойдет на рок-концерт. Портрет несколько утрирован, но все же. Как на его жизни отразится работа «Августа» в Черноголовке?
– Когда решался вопрос о создании в Черноголовке научно исследовательского центра, мы проговорили с руководством Московской области, что перенесем в город юридическое лицо компании. Соответственно, региональный бюджет получил дополнительный источник дохода.
Одновременно были достигнуты договоренности о том, что половина дополнительных налогов «Августа», поступающих в область, будет идти на финансирование программ социального развития Черноголовки. Собственно говоря, во многом именно на эти средства сейчас обновляются дороги, освещение, проводится благоустройство города. Кроме того, «Август» оплатил большое количество проектных работ – с тем, чтобы они не были перехвачены недобросовестными участниками тендеров, а выполнялись качественно, в соответствии с планом развития Черноголовки.
Если у того человека, о котором вы говорите, есть дети или внуки, они могут получить качественное образование в Новой Черноголовской школе – лучшей частной школе Московской области согласно рейтингу Минобразования региона за 2024 год.
Если у него есть дача, то, скорее всего, он пользуется продукцией нашей компании – лидера на рынке средств защиты растений.
Мы продолжим вкладывать средства в развитие Черноголовки: повторю, она для нас – родной дом. Необходимо, чтобы город снова жил полной жизнью, вдохновлялся настоящим и уверенно смотрел в будущее, о чем и мечтали его отцы-основатели Николай Николаевич Семёнов и Федор Иванович Дубовицкий.